Зал не верит, но все равно взрывается бурными аплодисментами. Надрывая от счастья голос оратор продолжает: "И это еще не все. Снимок нашего дорогого президента редакция дала не в цветном, а в черно-белом варианте. Вот она, эта газета!".
Вот она, эта газета, за субботу, 3 июня. И снимок дорогого президента черно-белый, и отчет на второй полосе, а не на первой, как положено. Но для чего написан этот отчет? Правда, радикальные изменения? Положение, в которое загнали местные власти местные СМИ, оказалось хуже, чем я предполагал, когда брался за рубрику "СМИ сквозь слезы". Начнем обзор с "РТ" за 30 мая, в котором отчет о поездке Шаймиева с богатой свитой в Богатые Сабы помещен, как и положено, на первой полосе.
Газета пишет, что к брату местного премьер-министра Раису Минниханову президент поехал "с конкретной деловой целью". Но уже через десять строк проговаривается: "Гостей встречал ансамбль гармонистов сабинской Детской школы искусств". А на цветном снимке видна толпа народа, оттесненная от президента на полсотни шагов. Коли поездка конкретная и деловая, зачем сгонять народ, и уж тем более детей? Зачем нужна в деловой поездке толпа журналистов? Читаю: "Минтимер Шарипович не удержался и предложил присутствующим молодым журналисткам...". Зачем эта азиатская помпа?
Это же аксиома: дело и помпа несовместимы. Поэтому в пространном отчете дела нет. Есть благоглупости: "Мы можем не на словах, а на деле заботиться о здоровье, образовании людей, решать их жилищные проблемы". Все есть в отчете, дела, ради которого президент приехал 29 мая в Богатые Сабы, нет.
Предыдущий номер "РТ" за 27 мая открывается отчетом "Золотое чествование "Ак барса". Угадайте, кого чествуют на цветном снимке, иллюстрирующем репортаж? Конечно же, главу республики! А кому еще обязаны хоккеисты и их болельщики как не президенту? Другой его портрет, иллюстрирующий отчет со встречи президента республики с президентом российских железных дорог, открывает вторую полосу. Нет у читателя "РТ" даже призрачной возможности запамятовать родные черты. Начинается отчет со слов "второго президента" Владимира Якунина: "У нас есть одна очень крупная проблема - это отсутствие всяческих проблем в организации сотрудничества с Татарстаном". Ясно же, что это не более чем протокольная улыбка гостя, без которых не обходятся протокольные встречи даже заклятых друзей. Но именно протокольные улыбки гостей Татарии татарские журналисты принимают за чистую монету.В старые добрые времена Аркадий Райкин говорил об этом так: "Вот дурят народ!".
Номер "РТ" за 1 июня открывается репортажем "Безопасное колесо" прикатилось в Казань" - об открытии Всероссийского конкурса юных инспекторов дорожного движения. Знаете, кто из юных инспекторов изображен на цветном снимке? МШШ! Его же портрет, но в черно-белом варианте помещен и на второй полосе. Третий портрет "юного инспектора" помещен на мелованном вкладыше к номеру "РТ. Свежего снимка главы РТ в редакции не нашлось, так поставили старый. Вам не страшно? Мне - очень! "Северная Корея сегодня" переместилась в самое сердце России.
Будто про местных журналистов сказано: "Услужливый журналист опаснее врага". Читаю в последнем номере "ИТ", которая ничего общего ни с известиями, ни с Татарстаном не имеет, следующие размышления некоего Константина Сонина, скорее всего это профессор Российской экономической школы, ему будет интересно узнать, что он работает в "ИТ", скачанные видимо, из Интернета (он размышляет о Путине): "Слишком длинные сроки правления не приносят радости ни людям (темпы экономического роста замедляются), ни самому лидеру. Во второй половине ХХ века ни один из демократически избранных президентов, кто нарушил действовавшие в момент вступления в должность ограничения на количество сроков, не оказался в итоге успешным. Есть нарушители - Лукашенко, Каримов, Мугабе, чьи истории еще не окончены".
Конечно, услужливый журналист услужливому журналисту рознь. Есть такие асы услуг, что любого серого волка в бабушку превратят, Красная Шапочка и не заметит. Вот вам "ВК" за 26 мая. На второй полосе скромных размеров полотно под названием "Шаймиев поставил кукол на место". Ах, какой акварелью написан здесь президент РТ, решающий проблему: каким быть театру кукол? Полюбуйтесь сами: "Президент же и в гостях у сказки оказался хозяином". А вот как справедливый президент бьет по загребущим рукам: "Это твои участки? - спрашивает президент Марата Хуснуллина. -Ничего. Как раздали, так и вернете. Вы-то могли и памятник Вахитову отдать кому-нибудь...". И еще один замечательный штрих: "Вот вам домашнее задание, посмотрите, нельзя ли сделать переход... Президент указывает направление этого перехода - как раз к площадке на перекрестке Некрасова и Щапова".
Сразу видно набитую руку профессионала. Вот только один штришок перечеркивает всю акварель. И Сталин, и Хрущев, и Брежнев (последние в меньшей степени) лезли с указаниями, где и как возвести то или иное архитектурное сооружение. Но они не приглашали на такие мероприятия журналистов, даже самых профессиональных, ибо знали: тоталитарный режим потому и называется тоталитарным, что руководитель лезет тотально во все, даже в такие мелочи, где и в каком направлении сделать переход.
Камо Грядешев,
«Честное слово»